Европейский суд по правам человека удовлетворил коллективную жалобу потерпевших от теракта в театральном центре на Дубровке в Москве в 2002 году. Российское государство, нарушившее их право на жизнь, теперь обязано будет заплатить бывшим заложникам и родным погибших компенсацию за моральный ущерб: каждый из 64 истцов получит от 8,8 тыс. до 66 тыс. евро. В общей сложности суд присудил пострадавшим 1,3 млн евро, указывает ИТАР-ТАСС.
Суд признал, что власти недолжным образом спланировали и провели спасательную операцию, а также не смогли провести эффективное расследование по ее итогам, передает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу ЕСПЧ. "Жертвам трагедии не была оказана адекватная медицинская помощь после применения ФСБ неизвестного газа, в результате чего погибли не только террористы, но и большое число заложников, - говорится в заявлении суда. - Кроме того, отсутствовало эффективное расследование инцидента. Тем самым российские власти нарушили основополагающие положения Европейской конвенции по правам человека".
Пострадавшие и родственники погибших, подавшие иск против России в Страсбург, требовали обязать власти РФ привлечь к уголовной ответственности организаторов спецоперации. Тогда, спасая захваченных террористами зрителей мюзикла "Норд-Ост", спецназ применил ядовитый газ. В итоге были убиты и серьезно пострадали не только террористы, но и многие заложники.
Истцы в своем заявлении указали, что российские власти нарушили статью 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь) и статью 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения). Они пожаловались на непропорциональное применение силы спецслужбами России, на нехватку медицинской помощи, оказанной заложникам, а также на неспособность властей провести эффективное расследование.
ЕСПЧ принял жалобу по делу о теракте на Дубровке к производству в апреле 2007 года. Тогда истцы потребовали компенсации в размере 50 тыс. евро. По требованию Российской Федерации дело было засекречено.
Адвокат Трунов: Теперь суд РФ должен отменить решение об отказе в компенсациях
Российский суд должен отреагировать на вердикт ЕСПЧ отменой ранее вынесенных решений об отказе в компенсациях жертвам теракта на Дубровке, считает представитель потерпевших, адвокат Игорь Трунов.
"Конечно, я рад. У нас на подходе еще несколько дел - это по "Трансвааль-парку", по авиакатастрофам. Я надеюсь, что по ним тоже будет вынесено надлежащее решение. Но любое решение должно иметь последствия", - сказал юрист "Интерфаксу" во вторник.
Как отметил Трунов, также должно быть отменено решение того же Тверского суда, который отказал в компенсациях, согласно которому было прекращено уголовное расследование в отношении должностных лиц, проводивших операцию по спасению заложников.
"Я надеюсь, что пострадавшим будут выплачены все компенсации и обязательно будут проведены расследования в отношении тех лиц, которые допустили гибель такого количества людей при операции по спасению заложников", - сказал адвокат.
Штурм и секретный газ: "Врачи увидели полный зал покойников"
23 октября 2002 года в театральном центре на Дубровке террористы во время мюзикла "Норд-Ост" взяли в заложники 912 человек и удерживали их на протяжении трех дней. Утром 26 октября спецназ пошел на штурм здания. В результате спецоперации все террористы были уничтожены.
Погибли также 130 заложников, в том числе 10 детей. Большинство из них скончалось уже после штурма, что послужило поводом для обвинения властей в том, что газ, применявшийся в ходе спецоперации, был вреден для людей. Формула газа до сих пор засекречена. Но пережившие теракт и штурм люди жалуются на поразившие их после хронические болезни. По их словам, у бывших заложников нарушилось кровообращение и функции дыхания, 12 человек полностью оглохли, у многих сильно упало зрение, некоторые потеряли память.
Бывшие заложники и члены их семей до сих пор считают, что штурм был необоснован, можно было избежать такого количества жертв, если бы была продумана грамотная эвакуация и медицинская помощь заложникам. "Когда после штурма в Театральный центр вошли спецслужбы и медики, то они увидели полный зал покойников. Люди сидели-лежали без сознания, все были синего цвета. Врачи пребывали в растерянности. Ведь их предупредили, что на Дубровке будут раненые с минновзрывными травмами, ампутациями, огнестрельными ранениями. Про газ им не сказали ни слова", - рассказывал год назад Сергей Карпов, потерявший во время теракта сына Александра.
В результате врачи вынуждены были сами на глаз определять вид газа и колоть предполагаемый антидот. Например, кололи налоксон, в суматохе некоторые заложники получили две-три дозы, а кто-то ни одной. Препарат оказался очень страшным - лишний укол мог привести к остановке сердца.
Кроме того, не была организована должным образом транспортировка заложников. Живых и мертвых людей складывали штабелями на асфальт перед зданием театрального центра, потом всех грузили в автобусы и "рафики". У многих пострадавших в результате газовой атаки начались рвотные позывы, но людей все равно укладывали на спину и сажали в автобусы с запрокинутой назад головой. В итоге люди захлебывались рвотными массами и умирали.
По данным материалов следствия, проведенного родными заложников, 58 человек скончались в автобусах и больницах. По словам Сергея Карпова, у 60% погибших в экспертизе написано, что следов оказания медицинской помощи не обнаружено. У многих были ободраны шея, руки, так как их к автобусам, по всей видимости, просто волочили по асфальту.
Инициативная группа пострадавших изучила результаты медицинской экспертизы, исследовавшей причины смерти людей. По документам получается, что в театральном центре на Дубровке собрались одни инвалиды и тяжело больные люди: у всех погибших заложников врачи обнаружили серьезные проблемы с почками, печенью, сердцем. Об отравлении газом ни в одной экспертизе ничего не сказано.
По-видимому, в будущем неизбежны новые разбирательства по делу о теракте. Еще 14 февраля 2011 года представитель потерпевших адвокат Игорь Трунов сообщил, что прокуратура Москвы отменила постановление о прекращении уголовного дела по теракту на Дубровке. По его словам, руководителю ГСУ СКР по Москве были даны указания организации дополнительного расследования.